Последнее десятилетие 19 века – разгул стиля «модерн», предпочитающего округленные формы и извивающиеся линии. Это относилось и к внешнему виду механизмов и элементам конструкции окон.
Створные летние окна со стороны парадного входа (улицы), состояли из внутренних и наружных окон, над которыми располагалась массивная фрамуга. В каждой комнате было одно окно с фрамугой, которая открывалась.
В своём особняке Г.Ф. Осипов применил новейшее заграничное изобретение того времени систему механических оконных замков, приобрести которые было не каждому по карману.
Внешние распашные окна были снабжены специальным механизмом раздвижных запоров похожих по принципу действия на современные пластиковые окна.
Принцип действия такого механизма прост и практичен – при желании закрыть окно достаточно было просто повернуть ручку на 180 градусов, при этом два вертикальных стальных штока зафиксированные в направляющих, одновременно раздвигались вверх и вниз попадая в пазы с металлическими цокольными вставками, сделанными сверху во фрамуге и снизу в подоконнике тем самым надёжно фиксируя окно. Чтобы открыть его нужно было повернуть ручку в другую сторону.
Раздвижной механизм замка изнутри имеет простейшую и надёжную механическую конструкцию и даже сейчас находится во вполне рабочем состоянии.
Корпус замка представляет из себя чугунную отливку, украшенную причудливым узором. Такие отливки выпускалось в довольно больших объёмах, а вот узоры были разные по-видимому зависело от изготовителя. Снаружи корпус не несёт следов хромирования. А вот ручки были типовой формы. Так же чугунная отливка (под увеличением видно место стыка двух половинок литьевой формы), но все наши ручки имели следы блестящего хромированного покрытия.
Механизм прибора запирания по составляющим его элементам.
1, 4 — Торцевые направляющие 2. Сам механизм с поворотной ручкой 3. Средние направляющие.
Шарнирные петли.
Изготовленные ручным способом. Хромированная втулка соединена с толстой стальной пластиной при помощи заклёпок. Особый интерес представляет также хромированная накладка на пластину, которая придавала красивый внешний вид, закрывая монтажные отверстия и препятствующая коррозии металла.
В углу накладных пластин мы нашли клеймо тульских мастеров скобяных изделий. Клеймо читается как: «Фабрика Императорского российского технического общества И.С. СУББОТИНА и М.И. ЗАФРЕНА».
Наугольники.
Прикручивались шурупами — две снизу и две сверху по углам, обеспечивая раме дополнительную жёсткость. С лицевой стороны хромированы, но видны не ровные изгибы, явно следы кустарного не особо качественного производства.
Изнутри видно, что уголок литой. Сейчас такие просто вырубались бы штампом из листового металла.
Ветровые крюки.
Распахнутые наружу окна фиксировались от закрывания при помощи таких крюков (со второй половине XIX в. по своей форме — клиновидны), которые фиксировали окно, вставляя в круглый шурупообразный элемент, вкрученный в раму окна.
А это шпингалет форточки. Снаружи имел блестящее хромированное покрытие, остатки которого до сих пор на нём сохранились. Каждая открывающаяся фрамуга в каждой комнате имела форточную завёртку. И в парадном кабинете боковое окно имело узкую форточку с завёрткой.
Цельный профиль рамы.
В отличии от многих современных видно что наружная деревянная планка — профилированная. По высоте и ширине рама выполнена по стандартам того времени.
Из истории изобретения.
В еженедельной ремесленной газете 1893 выпуска под №1 вышла статья «Новый оконный прибор«. В ней говорится, что такой механизм изготавливается немецким слесарным мастером Kiefer-ом в г.Мюнхен. Данное изобретение отличается большим удобством и практичностью. Далее описывается принцип работы и устройство.