Сегодня мы окунемся в ордерную архитектуру дома фабриканта Осипова.
Вначале небольшой экскурс в историю. Архитектурным ордером называется совокупность элементов несущей конструкции и систем перекрытий (балок, арок, или купольных сводов). Каждая из частей ордера выполнена с учетом чётких пропорций.
К ордеру относятся два вида элементов:
- Вертикальные (колонны и пилястры).
- Горизонтальные (антаблемент).
Современная история знает пять основных архитектурных ордеров:
- Дорический.
- Ионический.
- Коринфский.
- Тосканский.
- Композитный
В нашем особняке мастера соединили элементы несколько архитектурных ордеров, внесли свое видение. При реставрации дома было найдено немало декоративных элементов украшавших стены.
Вот элемент пилястры (пилястра – это декоративный элемент, который, не выполняет несущей функции, это вылепленный муляж на стене) когда-то украшавшей угол дома.
Пилястру вероятнее всего отлили из бетона и покрыли известью.
В годы советской власти её покрасили красно-бордовой краской.
и теперь для возвращения первоначального вида используют специальный прибор-мастихин и фен.
(Мастихи́н (от итал. mestichino) — специальный инструмент, который применяется в масляной живописи для смешивания красок, очистки палитры или нанесения густой краски на холст. Мастихины, как правило, изготавливаются из стали или пластика и могут иметь самую разнообразную форму и размер.) Феном сначала разогревают внешний слой краски, а потом мастихином соскребают его.
Вот результат виден на фото. Слева покрашенная пилястра, а справа-очищенная.
Пилястры крепились на гвозди к стене. Изначально форма под пилястру заливалась бетоном, потом в определенных местах вставлялись палочки, после застывания, палочки вынимались — таким образом, образовались отверстия под гвозди.
А вот и отверстия под гвозди.
А вот так выглядит пилястра на стене дома
По краям окон на фасаде видно обрамление — наличники.
«Наличник» — «на лице», украшение и функциональная часть окна на фасаде здания. Что же такое наличники на окна? В первую очередь это все же конструктивный элемент окна, закрывающий щель между проемом и оконной рамой, предотвращающий попадание в помещение пыли, защищающий от атмосферных осадков, шума, сквозняков.
Но в старину это еще была защита от сглаза, в причудливых узорах зашифровывались магические заклинания язычников, обереги в виде различных фигурок.
Вот и на нашем наличнике вверху можно рассмотреть лицо сатира.
Окна особняка также украшали подоконные консоли.
А если соединить профиль подоконника с подоконной консолью, то это будет выглядеть примерно вот так:
Это перевернутый подоконник, весь с гвоздями, которые были вставлены в ещё не застывший раствор при его изготовлении.
Вот так выглядит подбалконная консоль.
Их должно быть 4 штуки, но в хорошем состоянии осталось только две консоли.
Обратите внимание еще на несколько элементов внешнего декора.
Нынешние хозяева дома планируют восстановить все найденные изразцы и украсить ими фасад отреставрированного особняка.