Дорогие друзья, сегодня хочу поделиться своими фото-зарисовками о храмах и монастырях нашего Брянского края, сделанными мною в 2019г. (лето-осень).  Мне всегда бала интересна история нашего края. Это лето я провел насыщенно и интересно, посещая объекты  культурного наследия. Из покон веков в каждом селе, строились церкви, но, к сожалению, до наших дней не дожило большинство, или находится в плачевном состоянии. О некоторых из них я и хочу рассказать, чтобы в нашей памяти сохранить их образ.

Церковь Михаила Архангела
Год постройки: 1892 год
Климовский район, с. Крапивна

 Церковь расположена в центре села, на возвышении у дороги. Возведена в 1892 году вместо прежней деревянной, известной с 1683 года. С 1929 не действует. Стены рублены из брусьев и снаружи обшиты тесом, цоколь кирпичный. Представляет собой типичный для архитектуры юго-западной части Брянщины конца 19 века деревянный храм в русском стиле.
Крестообразное в плане здание типа восьмерик на четверике состоит из основного кубического объема,  слегка возвышающегося над короткими и широкими прямоугольными рукавами креста с двускатными кровлями. Над кубом на невысоком восьмигранном основании поставлен световой восьмерик с граненым куполом, завершенный луковичной главкой на двухъярусной восьмигранной шейке. По сторонам алтаря расположены небольшие прирубы жертвенника и дьяконника. Стройная двухъярусная колокольня с высоким нижним четвериком, переходящим через срезанные в верхней части углы в восьмерик звона, увенчана легким шатром с такой же, как у храма, главкой. Подражание древнерусской архитектуре 16—17 веков. Интересны наличники окон, парных в трапезной и тройных в боковых рукавах, со щипцовыми и фигурными фронтонами. Особую декоративность формам придают обильные подзоры карнизов и тяг с пропильной резьбой различного рисунка. В интерьере широкие проемы объединяют подкупольную часть с трапезной, алтарем и боковыми рукавами в единое помещение. Плоские паруса в углах четверика служат переходом к восьмерику, перекрытому ложным восьмигранным сводом. Входы в храм с запада, через нижний ярус колокольни, и с западной стороны боковых рукавов креста. Фрагментарно сохранились настенные росписи маслом конца 19 века: в центре восьмигранного свода изображен Господь Саваоф, а на четырех его гранях — фигуры святых.

IMG_1142

IMG_1145

IMG_1147

IMG_1149

IMG_1155

IMG_1156

IMG_1157

IMG_1160

IMG_1161

IMG_1163

IMG_1167

IMG_1165

IMG_1177

IMG_1176

IMG_1171

IMG_1176

Каменский Успенский монастырь
Основан в 1687 году
Климовский район, поселок Забрама

Каменский Успенский монастырь, при хуторе Каменском, в 50 верстах от города Новозыбкова. Основан в 1687 году и первоначально был мужским; в 1764 году упразднен; в 1786 году восстановлен и стал женским.
В соборном храме находилась Тихвинская икона Божией Матери и пользовавшийся особым почитанием список Новодворской иконы Божией Матери, бывший келейной иконой черниговского архиепископа Лазаря Барановича и данный им в благословение обители, при ее основании.

IMG_1182

Колокольня.

   Типичный образец подобных построек середины XIX века, в которой поздний классицизм соединен с элементами русского стиля.
Кирпичное и оштукатуренное двухъярусное сооружение с проездными воротами в нижнем ярусе и собственно колокольней в верхнем. Крупный, вытянутый вверх четверик со срезанными углами и высоким арочным проездом несет такой же формы звон, прорезанный четырьмя стройными арками и увенчанный прежде шатром с небольшой главкой.
Декор фасадов состоит из карнизных тяг, аркатурного пояска под ними в нижнем ярусе и фриза с ширинками в верхнем и многоступенчатых обрамлений у арочных проемов, дополненных круглыми лепными розетками. Сухость убранства подчеркивает мелкая штукатурная орнаментика.

IMG_1184

Собор успения.

  Один из замечательных храмов 2-й половины XVIII века на Брянщине в стиле пышного украинского барокко. Монументальное здание сооружено из кирпича на фундаменте из местного камня и оштукатурено снаружи и внутри. Обновлено в 1889 г. после того, как пострадало от удара молнии. К настоящему времени утрачены часть алтаря, кровли и купол с главой.
Собор принадлежит к типу крестообразных в плане однокупольных храмов, характерных для архитектуры Левобережной Украины конца XVII-XVIII века.

В соборе хранилась чудотворная икона Новодворской Богоматери, пожертвованная обители при ее основании Черниговским архиепископом Лазарем Барановичем.

IMG_1257

IMG_1259

IMG_1204

IMG_1201

IMG_1205

IMG_1203

IMG_1206

IMG_1214

IMG_1222

IMG_1225

IMG_1227

IMG_1233

IMG_1249

IMG_1253

IMG_1262

Ограда.

Характерный образец монастырских оград 2-й пол. XVIII в. сохранилась фрагментарно — два небольших прясла по сторонам колокольни. Невысокая (3,5-4 м) кирпичная стена без башен снаружи была расчленена лопатками на отдельные прясла. Верхнюю часть, отделенную полкой, прорезали арочные отверстия типа бойниц (по девять проемов в каждом прясле и по одному в лопатках). Над завершающим трехступенчатым карнизом прежде возвышалась двускатная железная кровля. Примыкавшие к колокольне части стен были более высокими, их венчали маленькие шатры с главками на стройных шейках.

IMG_1260

IMG_1256

IMG_1263

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Год постройки: Между 1846 и 1864
Климовский р-н, с. Сачковичи

Расположена на возвышении в центре села, доминирует в окружающей застройке. Сооружена в 1846-64 годы на месте сгоревшего деревянного храма первой четверти 18 века. В процессе строительства шатровый каменный верх, давший трещины, заменили деревянным. В конце 19 века к северо-западу от церкви, на улице ниже по рельефу возведена отдельно стоящая колокольня.

Колокольня

Cооружение колокольни велось параллельно строительству церкви и продолжалось с 1846 года по 1864 год, когда вместе с церковью и было освящено.
По воспоминаниям некоторых старожилов села, в 1937 году храм был закрыт, а колокольня была обезглавлена и частично разрушена. Нижний ярус колокольни использовали для продажи населению в нем керосина и других хозяйств материалов бытового назначения. Колокола были сброшены и разбиты. Жители поселка Великие Пожни, братья Дмитрий и Тихон Романовичи Воронко, каким–то образом смогли взять два сравнительно небольших колокола и хранили их у себя дома до осени 1942 года. По воспоминаниям помощника председателя Приходского совета (староста храма) Анастасии Федоровны Воронко 1931года рождения: «храм в селе был открыт во время оккупации, поздней осенью 1942 года. С разрешения оккупационных властей, жители села с большим усердием взялись за подготовку храма, к совершению в нем Богослужений. Народ стал приносить в храм иконы, книги и другие необходимые для церковных служб предметы и вещи. В праздник Крещения Господня, 19 января 1943 года, под звон четырех колоколов, жители села крестным ходом шли на рядом располагавшееся озеро (ныне уже небольшая пересыхающая речка) и там совершилось первое водосвятие. Прорубь была сделана в виде креста, и жители села всю зиму ходили по воду на прорубь, и с того времени Богослужения в храме стал совершать священник».
Спрятанные братьями Воронко от советской власти и безбожников, колокола были возвращены в храм. На временно устроенной звоннице, расположенной на «верхних хорах», в настоящее время можно увидеть и услышать звон лишь этих четырех колоколов. На самом большом из них имеются две надписи, сделанные при отливании. В верхней части – «LAT DANIEL WENER w WILNIE R 1832» и в средней части по ободу колокола – «Kosztem Parafianow Do Kosciola Niemuiunskiegow».
Колокольня — массивное трехярусное прямоугольное в плане сооружение в русском стиле, с сухими и несколько дробными формами. Возведена из кирпича и не оштукатурена, перекрытия ярусов и кровля утрачены. В низком первом четверике с крупным цоколем устроен сквозной арочный проход, украшенный на фасадах полуколоннами по сторонам и пологим архивольтом с лентой зубчиков. Глухой второй ярус имеет широкие угловые лопатки с ширинками, карниз с сухариками и ложные небольшие окна с полуколонками и килевидными завершениями наличников над проходом. Грани третьего прорезаны парными арками звона с ширинками на устоях и завершены нарядным карнизом и тремя полукруглыми кокошниками с каждой стороны.

IMG_1010

IMG_1012

IMG_1013

IMG_1027

IMG_1030

Церковь

Сохранившиеся в архивах документы свидетельствуют о том, что по состоянию на 1780 год храм в селе был деревянный, на кирпичном фундаменте. В книге «Историко – статистическое описание Черниговской епархии» для нас имеется очень важное свидетельство, что на оловянной дощечке, найденной на пожарище сгоревшего сачковского храма, написано: «Сооружись церковь сия во имя Царицы Богородицы Марии Девы пречестного покрова в правление архиепископа Иоанна и запорожских войск гетмана Иоанна Скоропадского, старанием пана Якова Дружины». Cооружение же нынешнего довольно обширного и построенного из красного кирпича храма, как свидетельствуют документы, было начато в 1846 году на месте сгоревшего. Однако, в середине ХХ века с северной стороны храма была прикреплена мраморная табличка с надписью: «Памятник архитектуры Покровская церковь, построена в 1820 году, охраняется государством». Но документально на сегодняшний день, архивом Приходского совета, подтверждается лишь то, что при настоятельстве священника Иоанна Александровича Доброгаева, в 1864 году, кирпичное здание было построено и освящено.
В ХIХ веке к Сачковичскому приходу, который входил в число церквей 3-го Благочиннического округа, Новозыбковского уезда, относились: Храм во Имя Святой Троицы села Лобановка, основанный в 1793 году, и храм в честь Святителя и Чудотворца Николая Архиепископа Мир Ликийских села Могилевцы, основанный в 1857 году. Все эти храмы до 1906 года возглавлялись настоятелем Сачковичского прихода.

IMG_1019

IMG_1014

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки: 1734
Климовский район, с. Старый Ропск

Деревянный храм, расположенный в центре села, на кирпичном фундаменте, судя по мраморной табличке, прикрепленной со стороны западного крыльца, построен в 1734 году. Однако в «Описи церковного имущества 1856-1914 годы» указана такая дата постройки храма – 1730 год. В «Алфавитном списке церквей Черниговской епархии» на 1908 год также подтверждается 1730 год. В книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России» также указана в дате постройки храма указан 1730 год. Известно, что в 1871 году по причине малой вмещаемости, храм был расширен, а в 1884 году – устроена кирпичная ограда. Отдельно стоящая колокольня была разрушена после Великой Отечественной войны. Рубленные из бревен и обшитые тесом стены покоятся на деревянном основании (частично заменено кирпичным). Замечательный памятник деревянного зодчества, древнейший из сохранившихся на Брянщине, выполнен в характерных для этого региона формах украинского барокко.

IMG_1033

IMG_1036

IMG_1037

IMG_1038

IMG_1044

Церковь Николая Чудотворца
Архитектурный стиль: Украинское барокко
Год постройки: 1732
Климовский район, с. Новый Ропск

Церковь Николая Чудотворца построена в 1732 году Даниилом Апостолом — малороссийским гетманом, о чем свидетельствует надпись на внутренней стороне дверного косяка главного входа : «за державу имп. Анны Иоанновны, при счастливом владении ясневельможного Даниила Апостола гетмана создан храм сей во имя св. Николая, в м. Ропску, року 1732». Это один из древнейших архитектурных памятников нашего края. Построена церковь умельцами без применения пилы и гвоздей, это настоящий памятник русско-украинского зодчества.
Стены рублены из сосновых бревен и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Высокий пятисрубный двусветный храм имеет очень живописную крестообразную объемную композицию, типичную для архитектуры Левобережной Украины конца XVII-XVIII веков.

Основным декоративным мотивом фасадов храма выступает традиционная для украинской архитектуры этого времени обшивка стен вертикальным тесом с закрывающими швы тонкими рейками, завершенными подкарнизной доской с полукруглыми вырезами и богато профилированными карнизами. Вытянутые прямоугольные окна второго света, часто спаренные, чередуются с небольшими круглыми проемами в диагональных гранях боковых прирубов. Главное крыльцо имеет две пары низких колонок по краям лестницы, поддерживающих крутой фронтон с аркой в центре, В глубине крыльца — великолепный входной портал характерной для украинского барокко трапециевидной в верхней части формы. Его широкие откосы украшает выполненная вязью эффектная надпись — летопись храма.
IMG_1063

IMG_1065

IMG_1067

IMG_1072

IMG_1075

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки: 1878-1886 
Климовский район, с. Хохловка

Деревянная церковь была срублена между 1878 и 1886 в «русском» стиле местным плотником Ноздриным. К обшитому тёсом крестообразному в плане асимметричному основному объёму, завершённому массивным световым купольным восьмериком со щипцовым карнизом и миниатюрной луковичной главкой на небольшом барабане, примыкают апсида, разновеликие боковые прирубы и трапезная с трёхъярусной шатровой колокольней. Не действовала в 1937-1941 и в нач. 1960-х. Здание поставлено на государственную охрану.

IMG_16691

IMG_1671

IMG_1675

IMG_1677

Церковь Вознесения Господня
Год постройки: 1809
Руины церкви находятся на южной окраине деревни, у автодороги Гордеевка — Мирный
Гордеевский р-н, д.Великий Бор

Церковь Вознесения, начало XIX века. Поставлена на холме посреди села, является композиционным центром его застройки. Возведена в 1809 году по заказу графа Безбородко; построена из кирпича и оштукатурена снаружи и внутри. К настоящему времени утратила боковые портики и верх колокольни. Интересный образец крестообразного в плане усадебного храма, выполненного в стиле зрелого классицизма.

IMG_2261

IMG_2289

IMG_2266

IMG_2272

IMG_2267

IMG_2274

IMG_2273

IMG_2280

IMG_2285


Церковь Михаила Архангела

Архитектурный стиль: Классицизм
Год постройки: 1801
Злынковский р-н, с.Серовка

Расположена на краю села на пригорке, доминирует в окружающем пейзаже. Построена в 1801 году из кирпича и оштукатурена; во второй половине 19 века сооружены новые, деревянные верхние ярусы колокольни. Оригинальный бесстолпный купольный храм в стиле зрелого классицизма, монументальный и величественный.

В советское время, в 1930 году, церковь была закрыта, в дальнейшем здание использовалось как колхозный склад. С 1980-х годов здание осталось бесхозным. До настоящего времени церковь сохранилась частично в виде стен, верхние завершения и внутреннее убранство утрачены полностью.

IMG_1401

IMG_1402

IMG_1398

IMG_1416

IMG_1417

IMG_1419

IMG_1425

IMG_1431

IMG_1432

IMG_1408

IMG_1405

IMG_1414

IMG_1415

IMG_1438

IMG_1441

Покровский монастырь
Год постройки: 1765
Климовский район, с. Покровское.

Расположен в центре села на холмистом берегу реки Дожогалка. Основан в 1765 году, после разгрома известного центра старообрядцев в слободе Ветка и массового переселения их на земли Стародубья. Тогда же здесь поставили вывезенную из Ветки деревянную церковь Покрова, около которой образовался старообрядческий монастырь. Находясь в окружении раскольничьих слобод, он вскоре завоевал популярность и стал именоваться «всей России Лаврою». В 1847 году превращен в единоверческий.
Все постройки монастыря до 19 века были деревянными. В центре стоял Покровский храм с пристроенной к нему в 1772 году теплой Никольской церковью «наподобие трапезной». Рядом находились кельи, дом настоятеля и богадельня, окруженные забором. С началом 19 века развернулось каменное строительство — сооружен новый Покровский собор, а во второй половине столетия — теплая церковь и ограда. В результате сложился сравнительно небольшой комплекс построек, обнесенный невысокой (3 метра) кирпичной стеной. Его вертикальной доминантой служила соборная колокольня, достигавшая 67 метров в высоту и имевшая большие башенные часы с боем. В ансамбль также входили кельи, гостиница и различные хозяйственные сооружения. К настоящему времени сохранились лишь собор, теплая церковь и ряд сильно перестроенных служебных зданий.

Один из самых значительных по размерам старообрядческих монастырей России, являвшийся центром этого религиозного движения в юго-западных губерниях и сохранивший своеобразные памятники. В центре возвышается большой собор, занимающий главенствующее положение в комплексе и господствующий в окружающем ландшафте. К северо-западу от него находится сравнительно небольшая теплая церковь.

IMG_0456

IMG_0470

IMG_0477

IMG_0459

IMG_0460

IMG_0461

IMG_0457

IMG_0466

Святой источник недалеко от Покровского Климовского мужского монастыря в поселке Климово Брянской области.

По преданиям ещё Емельян Пугачёв укрываясь в этом монастыре пил из него воду.

IMG_0485

IMG_0487

После неправильного проведения его реконструкции («облагораживания») источник был засорён и в настоящее время не функционирует. 

IMG_0493

IMG_0489

А вода в купели стала напоминать грязно-мыльный раствор.

IMG_0497

Церковь Николая Чудотворца
Год основания: 1692
Новозыбковский район, село Каташин

Изолировавшись от господствующей церкви, старообрядцы были единодушны в том, что их задача — борьба с никонианством. Центром старообрядчества и сопротивления стало стародубье. На ее территории существовало огромное количество молебен, церквей, скитов, монастырей. Монастыри и скиты были центрами просвещения. Жившие здесь старцы обучали детей и взрослых азбуке, часослову, псалтыри. Благодаря этому грамотность и письменность между Стародубскими слободами были довольно распространены.
Наиболее известными были в 18 веке монастыри — Печеницкий Успенский женский монастырь, находившейся в пяти верстах от города Стародуба, Климовский Покровский мужской монастырь, расположенный в трех верстах от Климовой слободы, Каменский Успенский женский монастырь, Николаевский Каташинский мужской монастырь, Красноборский Иоано-Предтеченский мужской монастырь, который находился в 15 верстах от Клинцовской слободы и другие.

Монастырь расположен в центре села на возвышенном берегу реки Каташинка. История образования этой обители, как и многих других на юго-западе, связана с объединением Украины и России. Официально датой рождения монастыря считается 7 марта. Именно этой датой 1692 года помечено благословение черниговского архиепископа Лазаря на его основание и постройку: «Благословляем монастырок строити и братию житием добрим збирати…«. Заложен был монастырь иеромонахом Герасимом при активном участии стародубского полковника М.А. Миклашевского, на средства которого в 1699 году сооружен большой каменный Никольский собор, заменивший прежний деревянный храм. Действительным устроителем Каташинского монастыря был игумен Каллист Рощина, который игуменствовал в нем около двадцати лет (1701-1720). Из других игуменов известен только Владимир, при котором монастырь был и закрыт. В течение 18 века (до 1781 года) построены другие каменные сооружения: теплый трапезный храм Крестовоздвижения и ограда с надвратной колокольней, возведенной во 2-й половине 18 века. Дом архимандрита, монашеские кельи и хозяйственные постройки оставались деревянными до 1799 года.
Екатерина II была за секуляризацию (огосударствление) монастырей. В апреле 1786 года монастырь был закрыт. Село «слободка Каташинка» до той поры было закреплено за землями этого богатого и знаменитого монастыря (такой его статус охраняло воинское прошлое, заслуги в русско-шведской войне). Екатерина прибрала к рукам крупное село «окружностью 17 верст, насчитывающее 57 дворов, 64 бобыльих хаты и 42 бездворных«. Монастырь сделался обычным сельским приходским храмом. В дальнейшем монастырские постройки постепенно приходили в запустение и разрушались. К настоящему времени от комплекса сохранились лишь руины собора и нижние ярусы колокольни.
Громадный собор, стоявший в центре монастырского ансамбля, доминировал в его силуэте. В 100 м к западу на одной оси с ним, при входе в монастырь, возвышалась огромная колокольня, которая хорошо видна издалека даже сейчас, несмотря на утрату верха.
Была у монастыря и своя местная святыня. История явления и прославления Каташинской иконы Богоматери теряется в веках. Доподлинно известно, что чудотворная икона явилась в 1622 году, в роще близ села Белого Колодезя, тамошнему священнику и хранима была в Белоколодезской церкви. В 1692 году она была передана в Николаевский монастырь по грамоте архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича. Во время нашествия на Россию шведов с Карлом XII икона была перевезена в Стародуб, в Вознесенскую церковь, откуда после Полтавской битвы снова возвращена в Каташин. Икона Богоматерь Казанская хранилась в приходской церкви села Каташин вплоть до 1920 года. Каменная церковь была взорвана при Хрущеве в 1960 году, к тому времени следы иконы были потеряны. Каташинский список Казанской Богоматери выделялся большими размерами, несколько измененным рисунком и пропорциями.

Колокольня

Оригинальная ярусная постройка в стиле раннего классицизма, во многом еще следующая духу барокко. Два сохранившихся яруса, кирпичные и прежде оштукатуренные, имеют сложную, вычурную форму: на углах рустованные ризалиты-выступы с закругленной лицевой стороной, а между ними слегка вогнутые стены. Нижний ярус прорезан по оси запад-восток проездом с полуциркульным сводом и арками на фасадах. По сторонам проезда два небольших помещения с коробовыми сводами (в левом находилась лестница).
Верхний ярус звона с узкими арочными окнами в угловых выступах имеет со всех сторон проемы с массивными полуколоннами по краям и пологими арочными перемычками. Деревянная кровля яруса с восьмериком и небольшим шатром на восьмигранном основании, увенчанным главкой, возникла, видимо, в 19 в. Восьмерики обшиты вертикальным тесом с нащельниками и завершены карнизами. Главный колокол весил тридцать шесть пудов, его голос был слышен по всем окрестным деревням. Год постройки 1692.
Летом 2011 года был отреставрирован, возвышавшийся над колокольней крест. Жестянщики покрыли купол оцинкованным железом. Однако восстановление колокольни движется медленно, ввиду нехватки денежных средств. Колокольню, вопреки всем бедам и напастям, венчает кованый крест. Историки трактуют форму этого креста 18 века (крест похож на трезубец с полумесяцем под перекрестием), как напоминание о ратных подвигах благодетеля и покровителя монастыря «войска Запорожского полковника Стародубского Михаила Миклашевского». Ктитор обители был убит ночью во сне ворвавшимся в город Несвиж шведским отрядом в 1706 году.

IMG_1265

IMG_1268

IMG_1270

IMG_1316

IMG_1275

IMG_1298

IMG_1299

IMG_1308

IMG_1304

IMG_1302

IMG_1305

Остатки Соборной церкви во имя Сошествия Святого Духа

 Представлял собой характерный для архитектуры Левобережной Украины конца 17-18 веков шестистолпный крестово-купольный храм соборного типа с тремя апсидами и, очевидно, пятью главами. Крупный прямоугольный в плане объем был вытянут по продольной оси. Мощные кирпичные неоштукатуренные стены толщиной около 2,1 метра сохранились лишь частично, приблизительно до уровня окон с южной и северной сторон, а также в виде остатков двух полуциркульных апсид — большей, центральной и меньшей, южной. Фасады прежде украшали широкие плоские лопатки (о чем можно судить по их нижним частям), расположенные по углам и между окон, против внутренних столбов.
Легко определить масштабы разрушенного собора. Сегодня о нем напоминают руины, оставшиеся от взрыва в трех сторонах. Высотой они не более 3-х метров. «Строился он долго. Кирпичи выделывались в другом месте, на расстоянии километра. Доставляли же вручную, по цепочке. Через пять лет храм освятили. Эта соборная церковь во имя Сошествия Святого Духа имела два предела: в честь Успения и во имя святого Николая Чудотворца«. Последняя служба в соборе проходила в 1923 году. До хрущевских гонений храм использовался для хранения зерна. Как память о том, что монастырь не забыт верующими, в самом центре разрушенной церкви стоит металлический крест, обвязанный рушником.

В центре взорванного храма установили летом 2000 года православный крест, а затем при стечении народа его освятил священник из города Новозыбкова, к этому месту стали приходить селяне в будни и по праздникам, а на праздник в честь Казанской Богоматери 8 июля 2011 года совершили крестный ход с иконой от дома, где она хранится, до колокольни и развалин храма.

IMG_1322

IMG_1321

IMG_1328

Церковь Николая Чудотворца
Год постройки: не позже 1898
г.Злынка

Храмовый комплекс церквей Вознесения и Николая Чудотворца расположен в центре города на левом берегу реки, на южной стороне бывшей торговой площади, за сквером, на густо поросшем деревьями участке (улица Карла Маркса, 17а, 19). В конце 18 века здесь была сооружена православная деревянная часовня Вознесения (заложена в 1791 году, а освящена в 1794 году. К 1845 году пришла в крайнюю ветхость). Вместо нее во второй половине 19 века возведены каменные церкви: Вознесения – в 1870 году, как теплый единоверческий храм, а Николая — в конце 19 века, как холодный; тогда же сооружена и ограда с воротами. Характерный для эпохи эклектики комплекс двух храмов – летнего и зимнего, обнесенных оградой (остались только ворота), — нарядная архитектура которого отличается стилистическим разнообразием. Прямоугольный в плане участок вытянут вдоль улицы. Монументальная и внушительная церковь Вознесения поставлена в глубине его, в северо-западном углу. Церковь Николая Чудотворца с колокольней, доминирующей в композиции, выдвинута ближе к улице и занимает противоположный по диагонали угол. К западу от этого храма расположены ориентированные прямо на фасад церкви Вознесения ворота ограды.
Церковь Николая Чудотворца — своеобразный пример стилизаторской архитектуры конца 19 века, подражающей формам украинского барокко. Здание построено из кирпича и оштукатурено. Его основной кубический объем с пятигранным алтарем и короткой пониженной трапезной увенчан оригинальной большой главой луковичной формы, не имеющей барабана и поставленной прямо на кровлю. Доминирует в объемной композиции высокая ярусная колокольня — два четверика и крупный восьмерик звона, завершенный также на украинский манер большой грушевидной главой. Нарядный декор фасадов храма со стоит из членящих стены пилястр, широких карнизов с поясами городков внизу и рамочных наличников окон с лучковыми перемычками, украшенных замковыми камнями и треугольными сандриками. В более пышном убранстве колокольни преобладают типично украинские ниши различной формы, пилястры на углах и кокошники у основания главы. Внутри основное помещение храма перекрыто куполом. Узкими проемами оно соединено с алтарем, имеющим коробовый свод с граненой конхой, и с трапезной, перекрытой плоским потолком. Такие же перекрытия у ярусов колокольни. Из внутреннего убранства сохранились лишь фрагменты настенных росписей в куполе храма и на потолке трапезной, где в гризайльной технике изображены фигуры святых.

IMG_0847

Церковь Вознесения Господня

Архитектурные стили: Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки: не позже 1870
г.Злынка

IMG_0840

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: Эклектика
Год постройки: 1903 
г. Злынка

   Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — одна из самых красивых и своеобразных в Злынковском районе. У нее своя любопытная история.
Злынковский район исторически интересен тем, что на этой земле смешались старообрядческое и новое вероисповедание. Такое религиозное противостояние отразилось и на архитектуре местных соборов и церквей.
Церковь Покрова расположена на месте, где некогда стояли молельные дома старообрядцев-беспоповцев. В середине XIX века одна из молелен была переделана в церковь Покрова Пресвятой Богородицы и освящена как единоверческая.
Полностью оформилась и обзавелась дополнительными пристройками и куполами церковь к началу XX века. Представляет собой бревенчатую постройку, обшитую тесом.
Храм закрыли после революции и приспособили под склад зерна. Во времена оккупации немецко-фашистские захватчики, дабы расположить к себе местных жителей, разрешали проводить службы в церквах и храмах района. Снова жители Злынковского района могли посещать службу.
Не закрыли ее и после освобождения Брянщины от немецко-фашистских оккупантов. Так, с 1943 года и по сей день продолжает службу церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Злынке.

IMG_0928

Церковь Великомученицы Варвары
Год постройки: между 1788 и 1853
Клинцовский район, с. Туросна

  В архивном документе «Описание Варваринской церкви Новозыбковского уезда села Туросна по штату шестого класса за 1869 год» говорится: «Построена в 1788 году старанием помещика Петра Ивановича Бороздны, в 1805 году достраивалась. В 1853 обновлялась иждевением действительного статского советника Василия Петровича Бороздны со пристройкой новой колокольни. Зданием деревянная, на кирпичном фундаменте с такой же колокольней. Престол в ней один во имя Великомученицы Варвары. Утварью достаточна. Причта по штату, высочайше утвержденному 1843 года, положено: священник, дьячок и пономарь. Земли при сей церкви: усадебной с огородной 5 десятин, пашенной 36 десятин и сенокосной 6 десятин. Но на сию землю ни плана ни межевой книги, ни законного акта нет, а владеют ею сами церковно и священнослужители. Зданий, принадлежащих сей церкви, домов и лавок не имеется. Расстоянием сия церковь от Консистории в 150 верстах, а от местного благочиния в 15-ти. К сей церкви ближайшие церкви: Каташинская Духовская в 10 верстах и Кневичская Христорождественская в 7 верстах«.
Последний священник храма, отец Федор Лебедев, в 1937 году был арестован, осужден по ст.58-10 ч.1 и 58-11 УК РСФСР и приговорен к 10 годам ИТЛ.
Вскоре после закрытия церкви ее разграбили. В последнее время использовалась как склад удобрений и ядохимикатов. Сейчас находится в  разрушенном состоянии.

IMG_1644

IMG_1646

IMG_1648

IMG_1649

IMG_1657

IMG_1660

Церковь Николая Чудотворца
Архитектурные стили: Эклектика, Неорусский стиль
Год постройки: 1901
Клинцовский район, Ардонь

Храм святого Николая (Староникольский), располагается на улице Евсеевской. Считается, что в деревянном виде храм существовал уже в 1617 году. Церковь неоднократно горела, а в 1691 году она была реконструирована на средства стародубского полковника М. Миклашевского. А в 1803 году была вновь отстроена в камне в классическом стиле. В таком виде она сохранилась и до настоящего времени.

Церковь расположена на холме недалеко от центра города (улица Евсеевская, 23), замыкает перспективу ведущей из Заречья улица Фрунзе. С 17 века здесь известна деревянная церковь, которая неоднократно горела. Последний из деревянных храмов был сооружен в 1691 году на средства стародубского полковника М.А. Миклашевского «с товарищи». Вместо нее построена в 1802-1803 годы нынешняя, кирпичная и оштукатуренная. В советское время закрыта. Здание использовалось под склад. С 1987 года в храме возобновились Богослужения. Один из интереснейших в области памятников архитектуры зрелого классицизма с подчеркнуто монументальными и строгими формами, принадлежащий к типу бесстолпных купольных храмов с симметричным трехчастным построением.
В объемной композиции доминирует основной массивный куб с четырехколонными портиками тосканского ордена по бокам, увенчанный крупным восьмериком с пологим куполом и цилиндрическим световым барабаном с главкой. По продольной оси к кубу примыкают более узкие прямоугольные алтарь и трапезная с таким же портиком, над ними поставлены аналогичной формы, но глухие барабаны с главками. Предельно лаконичный декор фасадов здания состоит из тяг на уровне окон обоих ярусов, завершающего нижний ярус антаблемента и простого карниза у восьмерика. Над входами внутри портиков, а также вверху боковых стен трапезной и алтаря размещены круп ные полуциркульные окна. Грани восьмерика с выступами по сторонам света прорезают большие арочные окна без обрамлений. Узкие полукруглые в плане ниши расположены по сторонам боковых входов; плоские арочные ниши украшают барабаны боковых глав. В интерьере развитое вверх основное помещение храма восьмигранной формы перекрыто сомкнутым восьмигранным сводом со световым фонарем; сомкнутые своды имеют также открытые в храм алтарь и трапезная. Простая штукатурная отделка стен помещений соответствует строгости внешней архитектуры.

IMG_1622

IMG_1621

IMG_1626

IMG_1625

IMG_1631

IMG_1635

Церковь Спаса Преображения
Архитектурный стиль: Псевдоготика
Год постройки: между приблизительно 1700 и приблизительно 1800
Клинцовский район, Великая Топаль

По переписи 1767 года тут существовал старый деревянный храм Преображения с приделами Архистратига Гавриила и Евфимия Великого. Каменный храм был построен в 1780 году по заказу П.А. Румянцева-Задунайского, вместо прежнего деревянного. В храме хранились серебряный вызолоченный ковш с ручкой и ковшик из перламутровых частиц, оправленных серебром. Вероятнее всего, оба ковша пренадлежали дому Репниных и в церковь были даны графом Румянцевым. Не сохранились.
Храм представляет собой памятник Церковной архитектуры второй половины XVIII века. Храм хорошо сохранился до настоящего времени. Княгинею Варварой Сергеевной Галицыной была построена пирамидальная колокольня, в 20 саженей высотой, и другой каменный храм в честь святого Николая (1850 год). Не сохранились.
Неоготика (псевдоготика, ложная готика) – архитектурное направление, возникшее в XVIII веке в Великобритании и распространившееся в Европе и в России. Из названия ясно, что этот стиль связан с использованием деталей готической архитектуры; обращение архитекторов к средневековому европейскому зодчеству было вызвано общей тенденцией к возрождению старинных традиций не только в архитектуре, но и в ландшафтном дизайне. Общее название этой тенденции – всем известный романтизм. В романтически-готическом стиле начали строиться и некоторые храмы в России. Их крайне немного, и далеко не во всех можно сразу и безошибочно угадать неоготические черты, но тем не менее храмы этого стиля существуют и очень интересны не только своим обликом, но и своей историей. Как правило, это не простые приходские церкви, а усадебные храмы известных людей. В Москве неоготических церквей практически нет, зато в Московской области их немало; есть они и в других областях, и в открытом новым веяниям Петербурге. Настоящей готики в России нет – по объективным историческим причинам, поэтому зачастую неоготику в России для краткости именуют просто готикой. Следует отметить Сергея Павловича Вельмар-Долгорукова, человека незаурядного, принадлежавшего к древнерусской фамилии князей Долгоруких. Прихожане села Великая Топаль Клинцовского района Брянской области, где он служил, относились к нему с большим уважением и любовью. В общей сложности он был осужден на 30 лет. К сожалению, о последних годах его жизни ничего не известно.

Выдающийся памятник русской архитектуры последней четверти 18 века, выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком работам петербургского архитектора Ю.М. Фельтена. Хорошо сохранившееся кирпичное и оштукатуренное здание отличается оригинальностью композиции и архитектурного декора, что позволяет предположить его проектирование кем-либо из столичных зодчих.

Изящный декор фасадов состоит из сравнительно немногих форм. Основными элементами убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковые стороны южных башен, а также закругленные углы трапезной и алтаря. Интересно сочетание основных стрельчатых проемов с небольшими круглыми окнами второго света, которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах сохранились рамы с ажурными переплетами. Над стрельчатыми проемами расположены не совсем обычные сандрики-полочки, дополненные треугольными фронтонами внутри портика, колонны которого перехвачены декоративными валиками. К закругленным углам, перебивая рустовку, примыкают стройные обелиски на постаментах.
Не менее выразителен интерьер храма. Основным помещением является эффектный круглый зал со сферическим куполом. Неширокими арочными проемами он связан с трапезной (проем перебит поздними хорами) и алтарем, перекрытыми высокими зеркальными сводами; узкие проходы в их углах ведут в небольшие служебные помещения внутри башенок. Стены зала, трапезной и алтаря декорированы плоскими пилястрами, сандриками на кронштейнах над проемами,а также расположенной под окнами верхнего света широкой лентой фриза с вертикальными каннелюрами. Завершающий стены тонко профилированный карниз имеет в зале раскреповки с сухариками, под раскреповками — кронштейны с лепными гирляндами, а ниже — плоские прямоугольные ниши, роспись которых не была осуществлена. Купол и своды расчленены радиальными и концентрическими тягами и украшены кессонами со звездочками на темно-синем фоне; в четырех круглых клеймах-медальонах купола в технике гризайль изображены христианские символы. Церковная утварь и иконостас относятся к 19 и началу 20 веков. На южной стене икона в пышном барочном резном обрамлении 2-й половины 18 века.

IMG_1339

IMG_1341

IMG_1343

IMG_1344

IMG_1345

IMG_1352

IMG_1355

IMG_1357

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Параскевы Иконийской
Год постройки: 1814
Унечский район, Лыщичи

Церковь Рождества Богородицы с высокой колокольней построена в 1814 году, вместо прежней XVIII века, в честь победы в Отечественной войне 1812 года, в 1909 году надстроена и расширена трапезная с приделами по сторонам и сооружена новая колокольня; тогда же, видимо, появилось и нынешнее завершение храма. В советское время закрыта, использовалась под склад. Красивые иконостасы в стиле барокко существовали еще в 1970-х годах, позже погибли при пожаре, тогда же обрушилась верхняя часть храма. Расположена в центре села на берегу реки, доминирует в окружающем пейзаже. Стены здания кирпичные, оштукатуренные. Оригинальный крестообразный в плане храм в стиле позднего классицизма с пристройками в русском стиле. В объемной композиции выделяется высотой основной четверик с крупными сегментными окнами вверху и поздней четырехскатной кровлей, увенчанной декоративным пятиглавием. К четверику примыкают прямоугольные алтарь и боковые рукава креста в два света, украшенные четырехколонными портиками. Повышенная в средней части трапезная с приделами по бокам сильно изменила прежнее построение. Господствующую роль в нем стала играть огромная тяжеловесная пятиярусная колокольня с двумя нижними четвериками, объединенными с трапезной, массивными четвериками звона, имеющими срезанные углы, и восьмериком, увенчанным большой главой (ныне утрачена). Первоначальный позднеклассический декор храма строг и лаконичен: простые тяги и карнизы, упрощенные антаблементы и портики с фронтонами, большие полукруглые проемы вверху куба и внутри портиков, сочетающиеся с небольшими круглыми окнами второго света в квадратных нишах. Более сухо и дробно выглядит убранство фасадов колокольни и приделов в русском стиле. В интерьере центральное помещение, сильно развитое в высоту, перекрыто деревянным восьмигранным сомкнутым сводом с плоскими парусами в углах. Перекрытия остальных частей плоские. Иконостасы в основном объеме и приделах характерны для стиля украинского барокко(ныне утрачены). Иконы утрачены. Цокольная часть главного трехъярусного иконостаса декорирована барочными круглыми рамками и филенчатыми пилястрами по сторонам. Нижний ярус объединяет местный и праздничный чин. Два верхних яруса, ступенчато повышающиеся к центру, имеют карнизы изломанных очертаний. Иконостас завершается килевидной композицией с крестом в центре. Ярусы отделены один от другого раскрепованными карнизами, а иконы внутри каждого яруса — каннелированными пилястрами. Центр иконостаса выделен во втором ярусе своеобразными кронштейнами в виде волют. Резьба затейливого рисунка украшает пилястры, фриз нижнего яруса и обрамления икон. Царские врата (существовали до 1970-х годов) с изысканной ажурной резьбой растительного характера и овальными иконами, очевидно перенесенные из другого храма, были выполнены в первой половине 18 века; они увенчивались короной — характерным элементом декора украинского барокко. Сходные между собой трехъярусные иконостасы в приделах сохранились фрагментарно. Представляют интерес карнизы нижних ярусов с арочными завершениями по осям и обрамление в виде квадрифолия над царскими вратами (северный придел). Киоты русского стиля с тяжелыми формами и суховатой резьбой относятся ко второй половине 19 века.

IMG_1589

IMG_1595

IMG_1596

IMG_1597

IMG_1598

IMG_1604

IMG_1605

IMG_1607

Информационные данные частично взяты с сайта https://www.kray32.ru