Сведений о роде Осиповых нашлось не так уж много, да они и не соответствуют той роли, которую играли Осиповы в местной экономической и общественной жизни. Предки рода придерживались «древнего благочестия», видно это и привело их в наши края, прежде всего, в Злынку. Первые найденные печатные сведения об Осиповых относятся к последней четверти XVIII века. В слободе Зыбкая старообрядческая «Николо-Рожественская церковь строилась с 1774 по 1782 г. на средства злынковского купца-старообрядцы Осипова». Имени купца не упомянуто, по всей видимости, это был дед Фёдора Игнатьевича Осипова, оставивший в Злынке своё потомство.

card_1

 Никольско-Рождественская церковь в г.Новозыбков. На открытке начала XX века и в наше время.

IMG_2408

С развитием промышленности в XIX веке многие злынковские и новозыбковские купцы проявили большой интерес к спичечному производству и стали вкладывать свои капиталы в столь выгодное дело. Одним из первых был потомственный почетный гражданин посада Злынка Черниговской губернии

Фёдор Игнатьевич Осипов (07.02.1831  —  04.09.1914).
osipov-fedor-ignatievich

Бывший единоверческий священник Т.А.Верховский, направленный из Петербурга в наши места в 1845г. с целью распространения единоверия, посетил Злынку. По его словам, он останавливался у своей родственницы Настасьи Фёдоровны Осиповой. Не исключено, что она была ещё не старой вдовой умершего к тому времени Игнатия Осипова. От него видно остался малолетний сын Фёдор. («Стародубье: Записки протоиерея С.-Петербургской Никольской единоверческой церкви Т.А.Верховского, Высочайше командированного в 1845 — 1848 г. Государем Императором Николаем Павловичем для устройства единоверия в черниговских старообрядческих посадах» (Казань, 1874); «Записки Т.А.Верховского о его жизни, составленные им самим» (СПб, 1877).

О Фёдоре Игнатьевиче Осипове немного рассказал в своих записках его внук, сын дочери Феодосьи, К.А.Кордобовский. Эти дневники были использованы при написании книг: Ласкин С., Ласкин А. «Музыка во льду, или Портрет художника К.Кордобовского» (СПб, 2000); Глезеров С.Е. «Лесной: исчезнувший мир. Очерки Петербургского предместья» (СПб, 2011).

«Мамочка моя, Феодосья Фёдоровна, родилась в семье купца первой гильдии, почетного гражданина, фабриканта Фёдора Игнатовича Осипова. Дед происходил из мещан. Рано потерял родителей. Грамоте научился у сельского дьячка, как говорил позже, «на медные деньги», и рано начал работать», — вспоминал внук.

Тут он не совсем прав. Во-первых, дед Фёдора Игнатьевича уже был купцом, построившим на свои деньги церковь в Новозыбкове. Во-вторых, если Осиповы были из старообрядцев, то грамоту их детям мог дать не «сельский дьячок», с которым вряд ли староверы общались, а скорее всего местный староверский наставник или «мастерица», своего рода народная учительница. Известно, что грамотность у староверов была выше, чем у тех же православных, поэтому и количество грамотных купцов среди них было тоже повыше. Уже в 1862г. купец Фёдор Игнатьевич являлся бурмистром посада Злынка, а в 1878 году почётным мировым судьёй и гласным (депутатом) земского собрания Новозыбковского уезда от всего злынковского посада.

А вот работать Фёдор Игнатьевич начал действительно рано. Дело своей жизни начал с ручного изготовления самых дешёвых и не безопасных фосфорных спичек. Вначале вся «фабрика» размещалась в одном сарае. Из дневника внука:

«Первой работой дед избрал изготовление спичек. Дело было новое и при правильной постановке сулило хорошие прибыли. «Сернички», так назывались тогда спички, изготовлялись вручную. В состав горючей смеси входил ядовитый фосфор. Готовые спички держались в баночке с водой, это было опасное для здоровья и жизни дело. «Фабрика» находилась в обыкновенной крестьянской избе, в которой «фабрикант» работал вместе с нанятыми помощниками. Как и должно было случиться, пожар уничтожил предприятие. При пожаре, по-видимому, были человеческие жертвы, так как я помню случайный разговор взрослых между собой о том, что дед в течение долгого времени помогал пострадавшим семьям».

Со временем Фёдор Игнатьевич скопил некоторый капитал, чтобы открыть вполне настоящую фабрику в Злынке. Было ему тогда чуть больше 30 лет. К 1863г. на самом краю Большой Ширяевки (ныне ул. Коммунальная, где в советское время располагался промкомбинат) он выстроил первую в посаде спичечную фабрику. В «Указателе фабрик и заводов Европейской России…» (СПб, 1881) по сведениям за 1879г. злынковская фабрика Осипова выпускала в год 48 тыс. ящиков спичек на 110,4 тыс. рублей при 201 рабочем. Она была не только крупнейшей в наших местах, но одной из самых крупных спичечных фабрик России.

В середине 1880-х годов злынковская фабрика сгорела полностью, погибло 72 рабочих, живших в бараке при ней. Осипов восстановил фабрику заново, построил ещё особнячок для себя, зимнюю оранжерею и купальный бассейн, который существовал еще в 50-е годы и при советском промкомбинате. В бассейне всегда была чистая прозрачная вода из бившего на дне ключа. Ныне от этих сооружений ничего практически не осталось, кроме развалин. Сохранилась лишь загадка в виде тоннеля, своды которого обложены кирпичом. Вход в туннель начинался у задней стенки бассейна, а вот куда вёл этот подземный ход теперь уже и не узнать. Ныне ход завален, храня тайну своего предназначения. Может быть, что это был водовод, по которому вода поступала из бассейна к оранжерее. Есть, правда, ещё версия о подземных цехах фабрики, но вряд ли она имеет под собой реальную основу.

«Когда мне было восемь-десять лет, дед отошел от дел. В это время у него уже были две «паровые фабрики шведских спичек». Одна находилась в посаде Злынка Черниговской губернии, а другая – в 25 верстах от посада, в имении Софиевка», — вспоминал Константин Александрович. Тут опять стоит поправить внука, вероятно никогда не бывавшего в Софиевке. Не 25 вёрст было до неё, а от силы вёрст 15.

Впереди виден вход в подземелье. Начало тоннеля (2013). Остатки бывшего бассейна на фабрике. 

2017-09-04_175420

После революции фабрики национализировали, но при немецкой оккупации в апреле-декабре 1918 года они были возвращены владельцам. В 1919г. злынковская фабрика под названием «Заря социализма» стала государственной, но проработала совсем недолго. Её директором был Иван Вавилович Овчинников, отец будущего писателя М.И.Овчинникова. Потом тут был лесопильный завод, в годы оккупации, в конце марта 1942г., взорванный партизанами Злынковского отряда имени Ворошилова. После войны на базе фабрики был создан промкомбинат. Здесь была пилорама, столярный цех, своя котельная. Комбинат снабжал население пиломатериалами, рамами, дверями, прочей необходимой в строительстве продукцией. К комбинату относился и кирпичный завод на Косматой Горе, располагавшейся между Кривым Садом и Вышковом.

Как известно, деды-прадеды Федора Игнатьевича Осипова придерживались старой «древлеправославной» веры, которую со второй половины XVII века в России не жаловали ни церковные, ни светские власти. Борьба со староверием и староверами велась разными способами, к примеру, государственными законами власть ограничивала права староверов-купцов, вынуждая их переходить в православие, в крайнем случае, в единоверие. Чаще купцы формально принимали православие или единоверие, оставаясь в душе верными вере своих предков. Осиповы как раз и были из таковых. Это подтверждают слова внука Фёдора Игнатьевича, Константина Кордобовского, запомнившего в комнате деда и бабки иконы древнего письма. Ф.И.Осипов немало средств потратил на возведение единоверческой церкви Николая Чудотворца (1898) в Злынке на Вознесенской улице (ныне ул. К.Маркса).

Николо-Вознесенский церковный комплекс. 

На первом плане Никольская церковь с колокольней. Правее виднеется купол Вознесенской церкви.

Фото 1912 года.

cer1

Вознесенская (слева) и Никольская (справа) церкви в наши дни.

2017-09-04_183503

13439_20100815_201015

Храмовый комплекс церквей Вознесения и Николая Чудотворца расположен в центре города на левом берегу реки, на южной стороне бывшей торговой площади, за сквером, на густо поросшем деревьями участке (улица Карла Маркса, 17а, 19).

В конце 18 века здесь была сооружена православная деревянная часовня Вознесения (заложена в 1791 году, а освящена в 1794 году. К 1845 году пришла в крайнюю ветхость).

Вместо нее во второй половине 19 века возведены каменные церкви: Вознесения – в 1870 году, как теплый единоверческий храм, а Николая — в конце 19 века, как холодный; тогда же сооружена и ограда с воротами. Характерный для эпохи эклектики комплекс двух храмов – летнего и зимнего, обнесенных оградой (остались только ворота), — нарядная архитектура которого отличается стилистическим разнообразием.

Прямоугольный в плане участок вытянут вдоль улицы. Монументальная и внушительная церковь Вознесения поставлена в глубине его, в северо-западном углу.

Церковь Николая Чудотворца с колокольней, доминирующей в композиции, выдвинута ближе к улице и занимает противоположный по диагонали угол. К западу от этого храма расположены ориентированные прямо на фасад церкви Вознесения ворота ограды.
Церковь Вознесения – характерный для второй половине 19 века памятник культового зодчества, эклектически сочетающий позднеклассицистические формы со стилизованным под «нарышкинское» барокко декором. Четырехстолпное купольное здание, кирпичное и оштукатуренное. Его массивный четверик с небольшой полукруглой апсидой и узким, вытянутым в длину притвором увенчан в центре поставленным на четырехгранное основание цилиндрическим барабаном с пологим куполом. Главную роль во внешнем убранстве играют подражающие архитектурному декору рубежа 17-18 веков наличники окон и порталы четверика и притвора, состоящие из пилястр и треугольных полуфронтонов.

Средние части боковых фасадов с порталами и ложными восьмигранными окнами над ними выделены крупными пилястрами и пологим щипцовым фронтоном. Барабан купола оформлен в позднеклассицистическом духе, с тягой на уровне подоконников арочных окон, архивольтом в их завершении и упрощенным антаблементом с профилированным карнизом. В интерьере четыре мощных, широко расставленных крещатых столба при помощи подпружных арок и парусов несут барабан с куполом. Угловые ячейки храма перекрыты крестовыми сводами, рукава креста — коробовыми, восточная часть притвора — лотковыми. Столбы увенчаны профилированными карнизами, пяты боковых арок опираются на консоли на стенах. Из прежнего внутреннего убранства частично сохранились росписи сводов.

«Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. 
Брянская область». 1998. Брянск.

Из «политических» соображений Федор Игнатьевич был вынужден перейти в своё время из старообрядчества в единоверие, поэтому и Никольская церковь стала единоверческой. Церковь с колокольней возвели вблизи уже существовавшей каменной единоверческой церкви Вознесения Господня, которая когда-то принадлежала староверам.

«5 июля 1898 года с особенной торжественностью было совершено в п.Злынке освящение нового каменного храма во имя св. Николая Чудотворца, устроенного на собственные средства купцом фабрикантом Ф.И.Осиповым в память бракосочетания Их Императорских Величеств, ныне благополучно здравствующих», — сообщалось в Черниговских епархиальных известиях.

Рядом с церквями был построен и каменный церковный дом для священника. Все церковные здания были обнесены деревянной оградой с воротами на территорию церковного комплекса. В наши дни Вознесенская церковь почти полностью восстановлена, Никольская церковь тоже возрождается, но с большими трудностями.

Белокриницкая Преображенская церковь, вид с озера от Кузнечного переулка (1912г.)

cer2

После 1905 года, когда в России вышел закон о веротерпимости, и староверие было признано и разрешено, свою лепту он внес и на строительство старообрядческой Преображенской церкви белокриницкого согласия возле городского озера. От неё нынче ничего не сохранилось, ни самого здания церкви, ни высокой колокольни. Небольшая старообрядческая община Злынки последние годы пытается восстановить церковное здание.

При расчистке территории был обнаружен фундамент разрушенных церквей. Но воссоздать прежние храмы не представляется возможным. От храмового комплекса уцелели лишь два дома церковного подворья и ворота из красного кирпича, обрамленные старинной массивной ковкой. Они входят в свод памятников архитектуры Брянской области. В будущем община планирует их отреставрировать.

От храмового комплекса уцелели лишь ворота ограды.

721146800

Возводит храм в честь архангела Михаила старейшая из ветвей старообрядчества – «Белокриницкое согласие». Злынка, как Москва и западная Сибирь, признана одним из центров белокриницких общин. Новую церковь строят на том самом месте, где когда-то, до 30-х годов 20 века находился крупнейший в стране старообрядческий храмовый комплекс. По информации журналистов ГТРК «Брянск», изображение старого храма не удалось сохранить, поэтому новая обитель не сможет повторить красоту прежнего. Здесь хотят построить колокольню и храм в пять куполов.

Всё начатое строительство ведётся только на пожертвования верующих и благотворительную помощь.

2017-09-04_200205

Фёдор Игнатьевич был женат дважды. От первого брака у него было несколько детей, даже неизвестно сколько, и от другого – девять. Известны точно лишь имена сыновей Евфимия, Григория, Николая и дочери Феодосии. У Феодосии был сын Константин и дочери Лиля (Лена) и Вера. Следы этих и других многочисленных потомков Ф.И.Осипова безвозвратно затерялись, кроме внука К.А.Кордобовского, о котором уже говорилось.

К. Кордобовский с сестрами Верой и Еленой, 1907 г.

i_008

И Фёдор Игнатьевич и все его сыновья носили звание «потомственный почётный гражданин», состояли на различных общественных выборных должностях в Злынке. Сам Фёдор Игнатьевич в 1886г. состоял членом Новозыбковского уездного податного присутствия. Многие годы он состоял членом управы посада, выполнявшей роль местной власти, в том числе заведовавшей городским благоустройством и торговлей. В начале прошлого века Ефим (Евфимий) Фёдорович являлся городским старостой, был председателем Общества пособия бедным. Григорий Фёдорович являлся земским начальником третьего участка Новозыбковского уезда, в который входил посад Злынка, заведовал народной библиотекой-читальней. Он был известен не только как частное лицо, но и как меценат и благотворитель. Николай Фёдорович даже состоял членом местной пожарной дружины.

Выдавая замуж дочерей, Федор Игнатович, кроме положенной одежды, постельного белья и драгоценностей, «назначал» денежное приданое.

«Мой дед, отец моей мамы, давал за каждой дочерью по двадцать пять тысяч рублей. Правда, деньги своим зятьям он отдавать не торопился, не желая их вынимать из дела, и этим связал всем руки. Вскоре разгорелась ссора между отцом и тестем. Это привело к тому, что дед, выделив нам часть денег, купил в Лесном – тогда пригороде Петербурга – участок земли с домами и службами», — вспоминал позднее его внук.

Так Феодосья Фёдоровна Кордобовская (Осипова) в начале XX в. стала владелицей дома по 2-му Муринскому проспекту в Петербурге.

Ещё до начала первой мировой войны Ф.И.Осипов от дел отошёл, управление фабриками передал сыновьям: Евфимию – злынковскую, Григорию – софиевскую.

«Первая фабрика в это время уже принадлежала старшему сыну, Ефиму Фёдоровичу, дяде Юше, вторая – среднему, дяде Грише. Младший сын, дядя Коля, был не в почете у деда, поэтому ему только выстроили каменный дом в Злынке и дали денег», — записал в дневнике маленькую семейную тайну Константин Кордобовский.

«На Большой Ширяевке, в самом центре посада, Осиповым принадлежало несколько каменных домов». Это комплекс кирпичных зданий, где размещались старые корпуса училища механизации (потом ССПТУ и ПУ-31) и 2-й цех мебельной фабрики (до этого артель «Химтруд»). После перевода в 1970-е годы цеха за город, в нем располагался парткабинет райкома. Теперь там районный финансовый отдел, а в подвальном этаже расположен магазин.

Бывший особняк фабриканта Осипова в г.Злынка (фото 1977г. и 2000-х гг.)

2017-09-04_193826

В двухэтажном здании когда-то располагалась администрация спичечной фабрики Осипова, в нижнем этаже, как утверждали старожилы, находилась пивная. После революции наверху была поликлиника, а внизу – клещевная мастерская. До войны здесь была школа колхозной молодёжи, готовившая животноводов, полеводов и садоводов, после войны открыто училище механизации.

Комплекс зданий, принадлежавших Осиповым в г.Злынка (фото 2010г.)

os11

В крайнем правом здании в нижнем полуподвальном этаже размещался большой магазин, торговавший по сведениям справочника «Вся Россия» за 1911 год «бакалейным и мануфактурным товаром». Второй этаж был жилым. Поскольку построен он был последним, то, скорее всего, именно он и принадлежал Николаю Фёдоровичу Осипову. В советское время здесь был коммунистический клуб, потом один из корпусов училища.

Умер глава дома, Ф.И.Осипов, ещё до революции, в начале сентября 1914г. Его Злынковская фабрика «шведских сортов спичек и паровой фанерный завод» в 1916 году уже принадлежала сыну Евфимию Фёдоровичу и считалась «Бывшей Фёдора Игнатьевича Осипова».

Удостоверение крестьянина Марка Петрова, что в 1911-16 годах он работал на спичечной фабрике Е.Ф.Осиповаuid

Основатель злынковской промышленности был похоронен в семейном склепе на территории построенной им церкви Николая Чудотворца. Его жена скончалась видимо позднее, поскольку по воспоминаниям К.Кордобовского:

«Накануне Февральской революции моя мама из-за туберкулеза легких уезжает к бабушке в Черниговскую область, в посад Злынка».

После революции хозяева фабрик успели уехать в места безопасные для них, поскольку сведений об их арестах в советский период или гибели не имеется. Были национализированы, естественно, и жилые дома Осиповых.

Вход в некрополь Осиповых. 

nekropol

Саркофаг Фёдора Игнатьевича Осипова (1831-1914). Фото 2013г.

sar1

fgoВ Новозыбкове тоже есть свой «особняк Осипова». Связан он с именем Григория Фёдоровича Осипова. Из его служебного формуляра (1912г.) известно, что родился он в 1874 году (на момент заполнения списка ему было 38 лет). Единоверческого вероисповедания. Окончил Новозыбковское реальное училище по коммерческому отделению в 1894 году. Был студентом Рижского коммерческого института, курс не закончил, вышел, согласно собственного прошения, в 1901г. В 1905г. грамотой Правительствующего Сената Г.Ф.Осипов возведён в ранг Почётного гражданина.

Состоял почётным блюстителем Киево-Фундуклеевской женской гимназии, которой ежегодно вносил 300 руб. пожертвований. Имел усадьбу в Киеве и несколько усадеб в Новозыбкове и уезде, в том числе спичечную фабрику и земли 4691 десятину. После революции фабрика была национализирована и под названием «Солнце Свободы» проработала несколько лет. В 1924г. она ещё входила в Полесский трест спичечного синдиката. В октябре 1905г. Г.Ф.Осипов был выбран в почётные судьи Новозыбковского уезда.

Был женат на Анне Ивановне Капренко (1870г.р.), православного вероисповедания, детей не имел. Г.Ф.Осипов состоял Земским начальником 3 участка Новозыбковского уезда («Календарь Черниговской губернии» на 1916 год), получал жалованье 1000р., столовых 600р., разъездных и канцелярских 600р. Всего 2200 рублей в год. Он был награждён орденами св. Станислава III степени (1909г.) и св. Анны III степени (1912г.).

Несколько слов о внуке Ф.И.Осипова – К.А.Кордобовском.

Константин Александрович Кордобовский родился на станции Бахмач Конотопского уезда Черниговской губернии (недалеко от Гомеля), где в это время служил врачом его отец. Его матерью была Феодосья Фёдоровна Осипова.

Ж.д.станция Бахмач

history1

Из его дневника:

«…Отец был врачом, по рождению костромич. Окончив гимназию с золотой медалью, он подал заявление на юридический факультет города Харькова; когда же осенью приехал в город, то с удивлением узнал, что его зачислили на медицинский факультет, о чем он позже, кстати, никогда не жалел. По окончании медицинского факультета отца направили на работу железнодорожным врачом маленькой станции Сновск (в 1935-2016 годах – г. Щорс, Черниговская область. В.К.). Там он познакомился с моей мамой и вскоре женился. Через год отца перевели на узловую станцию Бахмач. Здесь я родился 13 мая (по старому стилю) 1902 года». В 1902 году отца зачислили в Военно-медицинскую Академию и семья переехала в Санкт-Петербург.

«…Переселение моих родителей из Бахмача в Петербург было связано с желанием отца защитить диссертацию при Военно-медицинской академии…», — писал Константин Александрович в своих воспоминаниях.

С 1911 по 1917 годы Константин обучался в Коммерческом восьмиклассном училище в Лесном (тогда пригород Петербурга), но успел окончить всего 6 классов. Во время Гражданской войны (1918-1921) его отец работал во 2-м (сыпнотифозном) Эвакогоспитале IX Красной Армии. Константин, подростком, всю войну проработал там санитаром.

i_009В 1922-23 году окончил 170 Советскую единую трудовую школу Выборгского района г.Петрограда и поступил в Петроградский Политехнический институт на экономическое отделение. В 1924 году его отчислили в связи с «чисткой» ВУЗов от детей интеллигенции. После этого два года (1924-1926) проработал художником на I Всероссийском конгрессе по борьбе с туберкулёзом (Ленинград). В 1926 году работал воспитателем детдома №146. «По сути, моя педагогическая жизнь началась в 1928-29 годах», — писал Константин Александрович в своих мемуарах. С 1927 года он начал преподавать в начальных классах в 23 школе Выборгского района Ленинграда. С 1933 года вёл кружки рисования в ленинградском Доме художественного воспитания детей. В 1937 году его реорганизовали в ленинградский Дворец пионеров им. А.А.Жданова. К.А.Кордобовский работал в изостудии Дворца со дня её основания до 1947 года.

С первых дней Великой Отечественной войны начал работать на эвакопункте Октябрьского вокзала, работал санитаром военного госпиталя № 116. В Ленинграде в дни блокады делал иллюстрации к пушкинским сказкам, вёл дневник. В марте 1942 года, излечившись от дистрофии, добровольно вступил в рабочий батальон, несмотря на то, что с 1925 года был освобождён от военной службы по состоянию здоровья. С 1942 по 1945 год воевал в составе 275-й истребительной Пушкинской Краснознамённой авиационной дивизии.

Константин Александрович Кордобовский (26.05.1902 — 07.11.1988) —  художник-график, педагог, искусствовед.

i_010

После войны окончил экстерном Ленинградское художественное училище. В 1954 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, в который поступил ещё до войны, в 1940 году. Шесть лет работал в должности главного художника Театрального музея в Ленинграде (1945-1951 гг.).

В 1946 — 1968 гг. работал преподавателем графики в Ленинградском художественно-графическом училище.

С 1957 по 1962 год вёл кружки рисования в Детском секторе Эрмитажа. В 1969 — 1971 гг. преподавал композицию в Ленинградском художественном училище им. В.А.Серова (ныне Н.К.Рериха).

Как художник, приверженец русского авангарда Константин Александрович Кордобовский был малоизвестен. При жизни состоялась только одна персональная выставка его работ к 70-летию со дня рождения в 1972 году. Были выставки 1989, 2003, 2004, 2005 годов. Но как преподаватель, он оставил целую плеяду своих ныне известных учеников, среди которых живописцы, скульпторы, архитекторы, заслуженные и народные художники Российской Федерации, доктора наук. Его учениками были: известный русский писатель Д.М.Балашов, заслуженный деятель культуры Польши, член-корреспондент Российской академии художеств Г.Д. Ястребенецкий и другие.

 Выставка К 70-летию снятия блокады Ленинграда в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. 2104г.

ВАСИЛИЙ КАЛУЖНИН, КОНСТАНТИН КОРДОБОВСКИЙ, ГРИГОРИЙ КАЦНЕЛЬСОН

ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ОБЪЕКТ, ДОКУМЕНТЫ, ФОТОГРАФИИ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ

DSC00399a

2017-09-05_122337

2017-09-05_123258

Экспозицию выставки можно было бы назвать «художник в городе» — в основе ее сюжета творчество двух художников — Василия Калужнина (1890-1967) и Константина Кордобовского (1902-1988). По словам куратора выставки Александра Ласкина, «в их судьбах много схожего. Оба оставались в блокадном городе, оба не прекращали работать как художники, несмотря на внешние обстоятельства. «Я рисую, значит, я существую», — скорее всего, они считали так… То, что было «до» — большая культура — культура Серебряного века и русского авангарда, с которой они соприкоснулись в юности.

Кордобовский был знаком с Филоновым и Малевичем, Калужнин — с Ахматовой, Кузминым и Есениным. А в жизни «после» художники оставались в стороне от официального искусства и предпочли путь самоотречения и аскезы. Кордобовский и Калужнин были педагогами (один — во Дворце пионеров, другой — в Художественном училище). Только самые близкие люди знали о том, что у них дома хранятся настоящие сокровища — сотни созданных ими превосходных работ».

В экспозицию вошла живопись и графика блокадного периода, а также ранние и послевоенные работы. Это не ретроспектива, а возможность представить творчество обоих авторов в его многообразии. С 1941 по 1944 Кордобовский создавал невероятные по мастерству и технике графические листы, иллюстрируя сказки Пушкина и другие сказочные сюжеты. Ничего, кроме датировки, не говорит о том, что эти рисунки сделаны в блокадном городе.

Похоронен Константин Александрович Кордобовский на Большеохтинском кладбище в Ленинграде (Петербурге).

Kordobovskiy-Konstantin

P/S. Вот такие сведения, которые удалось разыскать о знаменитом злынковском семействе фабрикантов и купцов Осиповых.


Огромная благодарность Владимиру Комовскому за интересные материалы.

В статье также использованы материалы с сайтов:
http://www.museum.ru/N52356
http://obtaz.ru/akhmatova_museum_blockade_memory_03.htm